[ГЛАВНАЯ][МАТЕРИАЛЫ][ССЫЛКИ][ГОСТЕВАЯ КНИГА][ФОРУМ][E-MAIL]

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ


1. У меня такой вопрос: как вы относитесь к выводам этологов (в частности, К. Лоренца), что человек - зверюга социальная (т.е. общественная) и то, что вы выдаете за чьи-то злые умыслы - не более, чем врожденные инстинкты, возникшие в результате эволюции?

Тут имеется терминологическая путаница. В работах этологов (в частности К. Лоренца и Н. Тинбергена) социальностью фактически называется наличие поведения, основанного на биокоммуникативных связях между особями, а общественными животными обычно называют тех, которые ведут коллективный образ жизни. В этом плане люди безусловно социальны.

В общественных науках социальностью в отношении человека называют нечто другое, а именно: совокупность основанных на культурном принуждении отношений между людьми. Культурное принуждение осуществляется извне сообщества и является искусственным явлением.

Таким образом, получается путаница.

Нужно всегда понимать, в каком именно значении используются термины "социальный", "социальность" в каждом конкретном случае их употребления и всегда обязательно отдавать себе в этом отчет! И не путать между собой эти совершенно разные понятия, которые исторически обозначаются одним и тем же словом.


2. Неизбежный, в условиях замкнутой группы, инцест, приведет к появлению огромного числа особей с серьезными отклонениями. Их естественный отсев возможен только в условиях крайне жестких условий существования. Даже патриархальная община, будь она земледельческой или кочевой, не обеспечит необходимой жесткости этих условий. Необходимо будет опуститься еще ниже, до охоты и собирательства.

Что касается инцеста, то у вида Homo Sapiens существуют препятствующие ему поведенческие механизмы.

Если дети с раннего возраста живут вместе, то став взрослыми, они не воспринимают друг друга как сексуальные объекты, даже если не являются родственниками. Механизм этого явления пока не ясен.

На Северном Тайване существуют две традиционные формы патрилокального брака: в одном случае брак заключается между людьми, достигшими половой зрелости, в другом - обручают детей, после чего невесту берут в семью мужа, и фактически до совершеннолетия будущие муж и жена воспитываются как брат и сестра. Принятая в семью девочка называет своего будущего мужа старшим братом, так как он обычно старше, а мальчик обращается к будущей жене по имени так же, как и к родной младшей сестре.

Исследование этих двух форм брака А. Уолфом показывало, что при детском обручении и совместном проживании будущих супругов брак значительно менее прочен. Здесь нередки ссоры, измены, отсутствие интереса друг к другу. Мужья пользуются услугами проституток, жены жалуются на скуку. В таких семьях меньшая детность. Браки часто кончаются разводами.

Отсутствие полового интереса друг к другу у тех, кто рос и воспитывался вместе, но не связан родственными узами, показали и исследования в различных кибуцах Израиля, проводившиеся независимо друг от друга.

Воспитание подрастающего поколения в кибуцах носит не семейный, а общинный характер. При этом не только дети, но и подростки разделены на группы не по полу, а только по возрасту, т. е. у мальчиков и девочек, юношей и девушек общие спальни, общий душ. До двенадцати лет, т. е. до полового созревания, эта система совместного воспитания не вызывает никаких затруднений. Примерно с двенадцати лет девочки стараются не купаться в душе вместе с мальчиками, не показываться перед ними обнаженными. Между мальчиками и девочками возникает антагонизм, в тот же период у девочек обычно пробуждается интерес к мальчикам из других групп. Став взрослыми, юноши и девушки, выросшие в одном коллективе, не вступают в браки или половые связи в своем коллективе (хотя юридически это не запрещено). По их словам, они ощущают себя братьями и сестрами, потому, что у них, как у кровных родственников, отсутствует половой интерес друг к другу.

Файнберг Л. А. У истоков социогенеза: от стада обезьян к общине древних людей. М., 1980.

Значительную роль в половом поведении человека играет обонятельная регуляция. Обнаружено, что для женщин более привлекательны мужчины с набором HLA (Human Leucocyte Antigens - человеческие лейкоцитарные антигены), сильно отличающимся от их собственного набора этих белков, и наоборот, менее привлекательны мужчины, у которых набор HLA сходен с их собственным. HLA обнаружены в крови, поте и моче человека и других млекопитающих и воспринимаются вомероназальным органом.

Набор HLA схож, разумеется, у близких родственников, что обеспечивает еще один механизм защиты от инцеста.

См. Вомероназальный орган и его роль в формировании поведения человека.

См. Запах ближайших родственников неприятен.


3. Почему социум вытесняет неугодную ему часть психики отдельного индивида?

Потому что без вытеснения и отторжения части психики отдельных индивидов невозможно существование социума.

Потому что человек физиологически и психофизиологически приспособлен для совсем другого образа жизни, совсем другой структуры коллективов (сообществ), совсем другой экологической ниши, несколько другого индивидуального развития (онтогенеза), и т.д.

Известно же, что у любого вида животных есть:

  • экологическая ниша, пусть в некоторых случаях довольно широкая и способная варьироваться, но тем не менее имеющая вполне определенные границы,
  • образ жизни, опять таки способный нередко в довольно широких пределах варьироваться, но имеющий в этом варьировании определенные границы,
  • определенный паттерн индивидуального развития, отклонения от которого приводят к тому, что особь либо гибнет, либо вырастает физически или психически неполноценной. Для примера - в экспериментах на шимпанзе было показано, что особи, выросшие вне коллектива и вне заботы взрослых шимпанзе, в дальнейшем проявляли очень серьезные нарушения в репродуктивном поведении и в заботе о потомстве.

Социумы являются патологическими отклонениями от правильного для человека как для биологического вида образа жизни.

Приведу лишь один пример, относящихся к современным социумам европейского типа: малоподвижный образ жизни, приводящий к нездоровью. Ходить в день пешком многие десятки километров - это прямая потребность человеческого организма. Сюда же относится то, что социум ограничивает физическую активность маленьких детей.

Существуют так называемые культурно-обусловленные болезни, то есть хакактерные для различных обществ болезни, имеющие своей причиной социальные и культурные особенности этих обществ.

Такими культурно-обусловленными заболеваниями в современном европейском обществе являются:

  • болезни малоподвижного образа жизни,
  • расстройства зрения и заболевания опорно-двигательного аппарата,
  • дистрессы и экзогенные депрессии,
  • нарушения менструального цикла и заболевания молочных желез у женщин,
  • психогенные расстройства половой жизни,
  • и т.д.

В других культурах и социумах список этих характерных расстройств другой. В других обществах отсутствуют "типично европейские" расстройства, но зато имеются свои типичные для тех культур физические и психосоматические болезни.

То, что люди в таких социумах живут и размножаются, еще не говорит о отсутствии у вида Homo sapiens естественной экологической ниши и соответствующего ей образа жизни. Многие виды диких животных оказывается возможным содержать в неволе, а есть и те, которые даже хорошо размножаются в условиях зоопарка. Однако, никто не говорит об отсутствии у них природной экологической ниши и природного образа жизни.


Вы можете задать свой вопрос в гостевой книге, форуме, прислать его по почте.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz