[ГЛАВНАЯ][МАТЕРИАЛЫ][FAQ][ССЫЛКИ][
Перевод на русский Indrik ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГРазговорные отрывки... разговоры между отрывками... отрывки, приходящие в моё Я как разговоры... Большая часть моих сочинений, как и сочинений некоторых других людей, относится не к тому, что означают вещи, а к проблемам, заключённым в том факте, что никакое количество ясности касательно того, что вещи означают, не может преодолеть разрыв, отделяющий то, как один понимает вещи от того, как другой понимает вещи. Мне недавно попалось замечательное исследование японского учёного Сигехисы Куриямы (Shigehisa Kuriyama), работающего в расположенном в Токио Номурском Институте изучения истории медицины (Nomura Institute for Studies in the History of Medicine), по-видимому, написанное по-английски и основанное на оригинальных источниках на древнегреческом, китайском и японском языках: «Выразительность тела и дивергенция греческой и китайской медицины» (THE EXPRESSIVENESS OF THE BODY and the Divergence of Greek and Chinese Medicine. N.Y.: Zone Books, 1999). В разделах, озаглавленных «Способы Осязания», «Способы Видения» и «Способы Существования» он исследует колоссальные различия в восприятии тела, мира и самости во взаимодействии с развивающимися медицинскими моделями посредством рассмотрения медицинской пальпации, присутствия или отсутствия отнесения симптомов к мышцам и т.д. Рассматривается период от 400 г. до н. э. до 200 г. н. э. в Древней Греции и Китае (включая откопанные в 1993 году в захоронении династии Западная Хань тексты Мавандуи, которые являются наиболее ранними известными текстами и датируются периодом до появления акупунктуры в китайской медицине). По большей части, эта книга могла бы быть особенно интересной тем, кто занимаются исследованиями особенностей китайской медицинской модели и традиционных способов мышления и сознания. Одну из сносок я нахожу особенно интересной и подтверждающей мои подозрения, которые я озвучивал, но не мог снабдить доказательствами. Цитата номер 102 на странице 300: «Так, Альбрехт Диле (Albrecht Dihle) упоминает, что гомеровский термин menos совпадает «действительно довольно близко с современным понятием воли», но добавляет, что menos не принадлежит нормальному или естественному набору качеств человека согласно гомеровской психологии. Оно приходит от богов как «дополнительный дар, дающийся только в особых случаях и не становящийся постоянной частью личности...» (THE THEORY OF THE WILL IN CLASSICAL ANTIQUITY [Berkeley: U.C. Press, 1982, p.34]). Мы можем вспомнить, как Агамемнон Гомера винит в своей трагедии не чьи-то личные решения или действия, но ate, отчётливо безличное помрачение ума. Э. Р. Доддс (E. R. Dodds) (THE GREEKS AND THE IRRATIONAL [Berkeley: U.C. Press, 1951, pp.15-16]) интерпретирует это не как самоочевидное уклонение, а как отражение того факта, что гомеровские греки не имели представления о личности как интегральной единице. Бруно Снелл (Bruno Snell), на которого ссылается Доддс, превосходно доказал что на самом деле греки во времена Гомера даже «не имели ещё тела в современном смысле этого слова», то есть, «не знали его как тело, но просто как полную сумму его членов» (THE DISCOVERY OF THE MIND IN GREEK PHILOSOPHY AND LITERATURE [N.Y.: Dover, 1982; German edition, 1948, pp.6-8]). (Не удивительно, это немецкий автор!) Критику позиции Снелла смотрите тут: Bernard Knox, THE OLDEST DEAD WHITE EUROPEAN MALES (N.Y.: W.W. Norton, 1993, pp.37-41.)». (Не удивительно, автор с британским именем!) Я хочу пойти дальше. Для меня дело не в архаичном «образе теле», но в том, были ли IBE (in-the-body experiences) обычным явлением. Исследуя историю, обнаруживаем, что не только ощущение «проходящего времени» встречалось очень редко даже в преренессансной Западной Европе (много доказательств этому в средневековом искусстве, архитектуре и ранней полифонии), но подавляющее большинство людей, живших на этой планете, никогда не испытывали опыта «обитаемого» физического тела, ощущаемого как отдельное от не тела, то есть отдельное от «другого» или от «объекта». В соответствующих обстоятельствах не было перцептивного различия между «моей» ногой и «твоей» ногой, между чем-то происходящем в твоей ноге как отдельном от происходящего в моей ноге. Твоя нога – это моя нога в непосредственном проприоцептивном восприятии (это предположение, теперь подтверждённое, было сделано на основе неспособности локализовать часть тела при появлении чувствительности после местной анестезии, что я впервые испытал в возрасте 14 лет, при операции на моём большом пальце левой ноги). Имелись «соответствующие обстоятельства» для любой другой вменённой части вменённой анатомии. Когда переводчики трактатов о китайской медицине предполагают человеческое физическое тело как отличное от деревьев, потоков и ветров, несомненно, они сильно ошибаются, в состояниях прозрачности идентичности этого нет (садоводство, геомантия, хрономантия и медицина были в действительности одним и тем же). Понятия «функциональных соответствий» «соответствий между макрокосмом и микрокосмом» неправильно интерпретируют ситуацию: различаемые структуры, между которыми вводят функциональные соответствия, становятся различаемыми только после западного или модернизирующего культурного факта внедрённого в культуру привыкания к состояниям IBE, и ничему не соответствуют в данном случае. Отсутствие различения было позднее принято за соответствие. Перцептуальный набор определяет даже экспериментально различаемые структуры. Если вы воспринимаете через фильтр или-или логики, вы будете находить и различать две структуры повсюду в мире вокруг вас и внутри вашего тела, которое вы согласованно конструируете вместе с вашей СОБСТВЕННОСТЬЮ как отличающиеся от «потока», от «мо», от Дао, от мяяяяяяяу. Я думаю, что эти чужеродные врезки не были всего лишь делом изменения способов осязания и видения. Эти чужеродные врезки произошли от холокостов: 30 миллионов китайцев, погибших в 8 веке во время тибетского вторжения в Китай, такое же количество погибших в 17-19 веках в североамериканском холокосте, 4 миллиона камбоджийцев, погибших в результате американских бомбардировок и вторжения в 20 веке, - вот три особенно ярких примера. Список холокостов очень длинный: имелось катастрофическое когнитивное (и сопровождавшее его нейрологическое) обеднение человеческого вида, обнаруживающееся с момента коллапса «двухкамерного разума», которое устраняло всё больше и больше категорий субъективных когнитивных способностей. Появление значительных когнитивных дефицитов может быть зафиксировано даже на протяжении жизни одного поколения. Усечение женского японского голоса – скачок диапазона в более низкий регистр (что показывает коллективную потерю некоторых категорий эмоционального и перцептуального опыта), огромное расширение «минимально допустимой дистанции» в японском личном пространстве и связанные с этим изменения в обычаях, относящихся к публичным прикосновениям (что показывает уменьшение интерсубъективности), - вот два примера катастрофического когнитивного обеднения, которое достигло своего пика в основном за десять лет, в 1960-ые годы. В настоящее время этот переход наблюдается в Таиланде с проявлениями в индивидуальном поведении, потрясающе похожими на те, которые наблюдались в 1960-ые годы в Японии. Сознательная регистрация этого межпоколенно навязанного когнитивного дефицита почти или совсем отсутствует. Это глобализация. Что касается первого возникающего у вас вопроса: в конце 1970-ых годов я имел продолжительные дискуссии с одним японским психиатром с большим опытом лечения острой шизофрении. Почти все его пациенты, по большей части с опытом городской жизни, показывали в своих абреакциях архетипичные мотивы, напоминающие Синто: деревенские капища, священные деревья, тотемные животные, духи всех видов. Поколение моложе 40 лет, как мне кажется, может почти или совсем не иметь опыта традиционной сельской японской жизни, они могут мало знать о конкретных деталях, касающихся того, «какой была жизнь тогда», но на подсознательном уровне японское сознание остаётся глубоко анимистичным, даже если данные конкретные индивидуумы сознательно отрицают подобные верования. Западная антропология в значительной степени приравнивает анимизм к вере в существование душ и духов. Я думаю, что это ошибка. Вера в духов не обязательна, и, когда она присутствует, является только поверхностным выражением анимизма, который, как я думаю, более правильно рассматривать как выражение «прозрачности идентичности». Я предпочитаю этот термин термину «мистическое соучастие», который имеет неоправданную коннотацию примитивизма – субъект-субъектное и субъект-объектное эмпатическое слияние требует доступа к хорошо развитой способности одновременно находиться в разных состояниях сознания, что не легко для неразвитого сознания. Городское как противоположность сельскому не может быть реальной причиной. Явно выраженный анимизм в Японии вероятно оказался «заморожен» вследствие того, что традиционные искусства, ремёсла и внутренние практики больше не практикуются так широко или так аутентично, как всего лишь одно или два поколения назад. Относительное отсутствие аналогического или метафорического соотнесения в современной японской архитектуре (сравнительно с традиционной) может быть другим фактором, способствующим сознательному отказу от анимизма, отказу, который, как я думаю, бессознательно был психологически скомпенсирован потоком крайне фетишистской порнографии, которая стала появляться начиная с начала 1970-ых годов. Что касается второго возникающего у вас вопроса: я думаю, что Шрёдингер определённо должен был иметь достаточно развитый опыт «прозрачности идентичности» (и таким образом опыт анимизма), и что это сыграло значительную роль в создании его знаменитого волнового уравнения. Я также думаю, что это сыграло роль в его отказе принять вероятностную интерпретацию своего уравнения. Я рассматриваю значительную часть связанной с квантовой теорией проблематики как результат отсутствия анимистического опыта со стороны тех, кто делали интерпретацию. В начале 21 века монокультура, в качестве которой используется развивающаяся техническая основа, навязывает униформизацию и субъективно-интерсубъективный когнитивный и нейрологический дефицит общекультурно в таком беспрецедентном масштабе, что, имея историю холокостов, связанную с тысячелетним когнитивным коллапсом, кому-то было бы очевидно, что Новый мировой порядок будет распределённым холокостом беспрецедентного масштаба. Это – смехотворное мнение, принимаемое только теми, у кого есть большие нейрологические лакуны. Быть унифицированным – это не только знак различия в Америке, это дело национальной гордости. Сотовые телефоны будут для нынешнего поколения тем, чем были сигареты для поколения Второй мировой войны. Уже много времени прошло с момента, когда в американских университетах были студенты, сейчас там только натаскиваемые зубрилы. Межпоколенная память о внутренних состояниях гораздо беднее прославленных ограничений институциональной памяти: коллективное беспамятство эндемично для человеческого вида. Любой, говорящий об этом положении дел, не делает ничего хорошего. Если бы он делал хорошее, инстинкт сохранения равновесия, защищающий текущую институционализацию, не позволил бы ему или ей говорить. Когда американские должностные лица, ответственные за камбоджийский холокост, не считаются юридически виновными в своих действиях, более того, один из них даже получил Нобелевскую премию мира за свои усилия, кто может представить себе американских должностных лиц признанными ответственными за свои действия, вызвавшие смерть членов секты Ветвь Давидова в городе Ўэйко? Они не считались ответственными за хансфордское облучение, за производство агента Оранж в месте у береговой линии в Александрии, штат Виргиния, в то время окруженном плотно населённым гетто, которое, когда было пожаловано верхнему среднему классу, Городской отдел общественных работ требовал, чтобы было снято12 футов грунта, был размещён пластмассовый щит и насыпано 12 футов нового грунта до того, как здание было бы передано, за испытания оружия электромагнитного импульса в течение более чем десятилетия в пригородах верхнего среднего класса в Виргинии и Мэриленде, которые, по всей вероятности, были вовлечены в возникновение вспышек системной красной волчанки и других радиационно-зависимых дегенеративных аутоиммунных и демиелинизирующих болезней, и так далее. Ничего существенного не будет сделано до тех пор, пока волна, движущаяся от периферии к центрам власти, не начнёт опрокидываться. Тогда будут подняты все виды интересов, но только самые худшие из дел будут возможны. Сегодняшняя пауза в физике, с её продолжающимися уже 100 лет аргументами о том, сколько квантовых ангелов могут поместиться на головке нелокальной точки, не будет решёна никаким научным открытием, экспериментальной демонстрацией или превосходно аргументированной теорией великого объединения, она будет превзойдена актом намерения в области кредитно-денежной системы. Это – одна из скрытых целей моего предложения касательно многозначных валют. Я работаю над этими идеями в течение более чем двадцати лет и обсуждал их со множеством людей с разным образованием, ваш последний ответ был ценным для сосредоточения моего внимания. Может быть, вы позволите мне короткий второй удар в сжатом изложении. Если мы можем согласиться с тем, что цена – это кусочек экономической информации и что движение денег есть информация о состоянии экономики, значит, мы можем согласиться с тем, что базовые свойства информации важны для экономической теории. В физике информация в системах, которые могут быть описаны законами движения Ньютона, фундаментально отличается от информации в квантовых системах типа сверхтекучести, которые не могут быть описаны законами движения Ньютона. Основное отличие имеет отношение к логическому (истиностному) значению единиц информации. Бит информации существенно отличается от кубита информации (квантового бита). Различие бита и кубита влечёт за собой последствия в эмоциональном измерении, так как большинство из нас никогда субъективно или объективно не принимали утверждение о том, что идентичность может иметь больше, чем одно истиностное значение. Я – это я и только я. То, что я могу одновременно быть мной и не мной, просто не имеет смысла. Но это ровно то, чем является кубит – это оно и не оно одновременно – то есть он имеет больше одного истиностного значения. Идентичность кубита нарушает правила традиционной Аристотелевско-Бэконовской пропозициональной логики. Термин «кубит» был недавно введён теми, кто проектируют квантовые компьютеры. Старый термин, происходящий из области теории математических функций и теории логики, – «многозначный». Сколько раз элемент информации не является самим собой (не такой же, как он сам, не самоидентичен) – столько истиностных значений он может одновременно обозначать. Каждое истиностное значение, которое представляет кубит в процессе обмена информацией, отображает некоторый аспект системы, несоизмеримый с другими аспектами той же самой системы – эти другие аспекты отображаются другими истиностными значениями, представляемыми данным кубитом. Тот факт, что кубит может быть самим собой и одновременно не собой много раз означает что он может содержать во много раз больше информации о системе, частью которой является, чем традиционный бит информации. Это куда как больше, чем параллельная обработка данных, так как каждый бит (на самом деле, каждый электрон), движущийся в процессорной схеме, будет сам по себе сильно «параллельным». Теперь, если мы рассматриваем единицу денежного обмена как элемент в процессе обмена информацией, вышеописанная разница между битом и кубитом будет иметь приложение в области экономических единиц обмена. Это стало возможным с приходом электронных денег. Когда денежная единица приобретает свойства кубита, она становится многозначной в вышеописанном смысле. Я верю что такие многозначные денежные единицы обмена сильно увеличили бы возможности самоорганизации рыночных механизмов. Расширение проведённого Томасом Куном анализа сдвигов научных парадигм, такое как предлагаемое Полем Фейерабендом в его книге «Против метода», показывает что историческая очевидность характеризует конфликты парадигм больше как вопрос социологии (динамика силы и организационное приспособление), чем как вопрос обработки экспериментальных данных с целью выработки консенсуса. Если это так, то ничто не может предотвратить организационный сдвиг в мире экономики от вторжения в социологию парадигматической физики. (продолжение следует) © 2000 William L. Pensinger |