Социодеструкция    -=Dimson'sAstroConsulting=-

Антропоцентризм


Антропоцентризм — неотъемлемая человеческая черта, и он проявляет себя во всем, чем бы человек не занимался. Его менталитет, система восприятия и интерпретации всего окружающего, мотивировки действий как в практической, так и в «духовной» деятельности — все базируется на антропоцентризме.

Земля, например, это ЕГО «среда обитания» (а не он — здешний обитатель), и принадлежит ему, а не он принадлежит земле (как принято считать у представителей «отсталых народов»), животные — «братья наши меньшие», хотя по праву первенства старшие... Поэтому так легко человек взял на себя право решать с позиции: «полезно» ЕМУ — значит полезно вообще, «вредно» ЕМУ — значит извести... занимаясь перекройкой окружающего мира под свои временные нужды. Замечая за собой эти узурпаторские замашки, человек создал себе множество надежных обоснований своей деятельности, сформулированное в виде различных Духовных принципов, Великой Миссии Человечества. По большому счету духовность призвана своевременно находить красивые и приятные оправдания любой человеческой деятельности, или, хотя бы дать возможность свалитвать собственную ответственность на кого-нибудь другого... например на Бога... или на черта.

Получается, что делая свои дела, человек назначает «стрелочником» Всевышнего — он, мол тут все создал, в том числе и людей, и плоды рук людских автоматически становятся Божьим Творением.

В том, что Бог назначен Творцом всего вообще, и Человека в частности — тоже ярко проявляется антропоцентризм — ведь не допускается же мысль, что человечество — некая ординарная ветвь эволюции (способная однажды исчезнуть, как динозавры), или результат злобных замыслов Темных Сил Вселенной. Только без тени сомнения в собственном величии можно назначать на роль Создателя нечто не менее величественное и могущественное... и столь же «человечное», антропоморфное.

Даже когда не принимается идея богосозданности человека, то все равно он находит обоснования для самоназначения на роль «вершины эволюции», и тогда «природа» озадачена единственным делом — взрастить Его Величество. Человек любит себя, потому и за Богом (а то и за «природой») закрепляется обязанность Любить Свое Творение. Получается, что Бог создан по образу и подобию человека, вобрав в себя все те людские качества, которые люди ценят в самих себе... и все свои предрассудки. Человеку свойственно привязываться к своему — следовательно и Бог получается озабоченным людским благополучием, вот он и посылает любимого Сына во спасение грешников... тем самым принося его в жертву самому себе. Человеку свойственно поддаваться неконтролируемым эмоциональным всплескам — значит и Бог может рассердиться и устроить потоп. Человек любит судить ближних своих — стало быть грядет Страшное Судилище Господне.

Бог (Высшие Силы, Мировой Разум) служит хорошим оправданием для очевидных проявлений антропоцентризма в целом — тут действует принцип «что угодно нам — то угодно Нашему Богу», но, глядя на результаты своей деятельности, основанной на самых лучших побуждениях, на Высокодуховных принципах добра и справедливости, человек видит, что все идет не так как надо... Тут требуется новое объяснение явлению, и оно находится — можно индульгировать на тему «темные силы нас злобно гнетут». Снова виден антропоцентризм — надо себя сильно уважать, чтобы предположить, будто какие-то сильномогучие силы все бросят, оторвутся от собственных Темных Дел, ради того лишь, чтоб нагадить Людям. Лишь считая себя Великим, человек может назначить и во враги, и в помощники немыслимо великие и могучие внешние силы... и в силу своей Большущей Человеческой Важности (проекция чувства собственной важности) наделяет их полным набором людских качеств. Вот и получается, что все людские идеи, боги, ангелы, прочие существа, по сути своей антропоморфны.

Вот так и формируется людская интерпретация мира, фактически тот самый мир, в котором человек и существует — мир людских представлений об окружающем, вобравших в себя весь неразбавленный антропоцентризм. Даже декларируя «я раб Божий», человек снова антропоцентричен, и снова практикует самолюбование — ведь этот Бог антропоморфен :) И тут не важно — это ли религиозные представления, научные, философские или еще какие — все они антропоцентричны по сути своей, основаны на людской оценочности, и прочих людских предрассудках.


Последняя редакция 10.06.01
© -=Dimson's AstroConsulting=-
http://creator.unlimitedtree.com/
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz